Новости Моторов Войны

Динамический показ полугусеничного автомобиля ЗИС-33

В субботу 30 марта в 12.00 на выставке «Моторы войны» состоится динамический показ советского полугусеничного автомобиля ЗИС-33. Он стал попыткой получить машину повышенной проходимости, которую можно было быстро превратить в обычный грузовик. Восстановлен ЗИС-33 силами мастерской Евгения Шаманского.

В 20-е и 30-е годы активно шла работа по повышению проходимости автомобилей. Главным заказчиком выступали военные, поскольку именно им больше всего были нужны машины повышенной проходимости. Полный привод в 20-е годы отличался сложностью и дороговизной. Поэтому оптимальным вариантом, в ряде стран, считалась полугусеничная схема. Вместо задней оси у машины ставилась гусеничная тележка, что заметно повышало проходимость. Проблема заключалась в том, что одновременно повышался расход топлива, а также снижалась скорость движения.

Одним из путей решения проблемы стало использование съемных гусеничных лент. Помимо вездеходных цепей, которые использовались довольно часто, появлялись и эрзац-полугусеничные машины. Первыми такие машины создали в Германии, разработал систему инженер Генрих Книпкамп. Изюминка заключалась в том, что гусеничная лента снималась, поднималась тележка с опорными катками, после чего полугус превращался в обычный грузовик. Была построена установочная партия из 25 тягачей фирмы Maffei, но их признали неудачной разработкой.

Осенью 1939 года аналогичная концепция появилась в Советском Союзе. Идея несколько изменилась: речь шла не про тягач, а повышение проходимости грузовиков путем установки гусеничных лент и съемной, блокированной подвески. Данная концепция, появившаяся под патронажем Хрущева, известна как ЗИС-33. Данный грузовик выпускался с 1940 по 1941 года. Эти машины воевали, но еще в 1940 году получили прозвище «Вездестой».
Made on
Tilda