Новости Моторов Войны

Трехосный грузовй автомобиль ГАЗ-ААА

11 июня на выставке «Моторы войны» состоится динамический показ трехосного грузового автомобиля ГАЗ-ААА. На сегодняшний день таких грузовиков сохранилось всего несколько штук. Представленная машина из коллекции «Военный ангар» Игоря Шишкина была потеряна летом 1941 года в ходе боёв за Ярцево. Ныне машина полностью восстановлена до ходового состояния.

В этом году исполнилось 90 лет с начала производство самого массового отечественного автомобиля первой половины XX века — ГАЗ-АА. Выбор Генри Форда как делового партнера стал для советской стороны правильным выбором. Благодаря сотрудничеству с компанией Ford удалось получить не только сам автомобиль, но и полный цикл производства в виде большого завода, построенного в Нижнем Новгороде. С 1933 года этот завод известен как ГАЗ им. Молотова. Одновременно на ГАЗ выпускалось две модели — легковая ГАЗ-А и грузовая ГАЗ-АА. Если ГАЗ-А вскоре ушел со сцены, то последние «полуторки» сошли с конвейера Горьковского Автомобильного Завода в 1949 году. В Ульяновске они продержались еще дольше. Грузовики в Горьком были приоритетным направлением: только в период с с 1932 по 1938 годы было сдано более 400 тысяч «полуторок».
Практически сразу после постановки ГАЗ-АА на конвейер начались работы по созданию трехосной версии машины. Первоначально в Советском Союзе появились шасси Ford-Timken: обычные грузовики получали две задние ведущие шасси, это повышало грузоподъемность до 2 тонн. Одновременно повышалась и проходимость. В 1932 году работу по трехосной версии ГАЗ-АА начал НАТИ, далее эту конструкцию дорабатывали на ГАЗ. Руководил работами инженер-конструктор Виталий Андреевич Грачев, едва ли не самый известный советский конструктор автомобилей повышенной проходимости. Результатом стало появление новой грузовой модели — ГАЗ-ААА.
В отличие от ГАЗ-АА, трехосная машина не была настолько массовой. На базе ГАЗ-ААА выпускались и бортовые грузовики, но одной из приоритетных задач стало использование трехосного шасси для различных спецмашин. Под этим словом скрывались самые разные типы автомобилей — автобусы, бензовозы, и даже бронемашины. Укороченное шасси ГАЗ-ААА использовалось как база для броневиков БА-6 и БА-10. Всего с 1934 по 1943 годы изготовили около 37 тысяч трехосных машин. Ныне они являются большой редкостью.
Made on
Tilda